Доклад подготовила учитель химии
Хачатурян Р.Б.
- 2004 г –
|
« Что наша жизнь – игра!»
Игра «есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также будущей профессиональной деятельности».
Психологи отмечают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки учащихся. Внимание обучаемых направлено в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незаметно выполняет обучающую задачу.
Дидактические игры можно проводить на уроках повторения, обобщения изученного, закрепления контроля знаний др.
Различают следующие виды игр: викторины, настольные игры с применением карт, схем, диаграмм, кубиков, модельные и ситуационные игры. Познавательные задачи и цели трактуются по-разному. В процессе сюжетно-ролевой игры учащиеся учатся самостоятельно применять знания в разных ситуациях и использовать в поисках решений комплекс знаний по химии, физике, биологии, географии и др.предметам. у них формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются и интеллектуальные умения и способности.
Классификация дидактических игр по химии представлена в таблице.
Типы игр
|
Целевое назначение
|
Виды игр
|
Исполняемые роли
|
Примеры игр по химии
|
Тренировочные игры
|
Приобретение и закрепление знаний
|
Домино, лото, кроссворды, ребусы, настольные игры, рассказ-задача
|
Обучаемый, обучающийся, репетитор, будущий преподаватель, инструктор
|
Домино «Химические формулы», лото «Химические элементы»,
|
Познавательно-контрольные игры
|
Стимулирование учащихся к активному овладению знаниями. Показ достижений учащихся в изучении предмета в обстановке соревновательности. Воспитание активного речевого обобщения и уверенности в себе.
|
Аттестационный зачет. Занимательная викторина. Общественный смотр знаний, турниры знаний.
|
Члены аттестационного жюри, рецензенты, комментаторы.
|
Тематические викторины. Неделя химии. Встречи в КВН и др.
|
Сюжетно-ролевые игры
|
Отбор и комбинирование знаний по разным предметам. Комплексное применение знаний в знакомых и аналогичных ситуациях. Усвоение ролевого содержания и поведения специалиста.
|
Инсценировки. Ситуационные задачи. Защита учебных проектов. Микропреподавание. Пресс-конференция. Диспут.
|
Режиссер, разные роли по сценарию: члены жюри, технологи, конструкторы, лаборанты, проектировщики, педагоги, группа народного контроля, врач СЭС, экологи и др.
|
Химические вечера, урок по проектированию химического производства.
|
Творческие игры
|
Стимулирование к самостоятельному приобретению знаний и творческому их использованию.
|
Разработка и защита учебного проекта, модели, прибора, сценария.
|
Исследователь-теоретик, конструктор.
|
Исследовательские работы экологического содержания.
|
Мною во время проведения уроков по химии составлены и использованы следующие игры и проведены вечера:
1. Лото «Химические элементы» для закрепления знаний символов химических элементов в 8 классе;
2. Домино «Умеешь ли ты составлять формулы веществ?» для закрепления и проверки знаний и умения составлять формулы веществ основных классов неорганических соединений в 8 классе;
3. Игра «Химический бой», стимулирование к самостоятельному приобретению знаний, 8-11 кл.;
4. Настольная игра «Эрудит», проверка и закрепление знаний по основным темам 8-10 классов;
5. Игра «Угадай мелодию» по темам «Вода» и «Пища», эстетическое воспитание на уроках химии.
6. Химический вечер «Вода – самое удивительное вещество» с участием уч-ся 8-11 классов.
7. Химический вечер «Правильное питание – залог здоровья», 10 кл.
8. Вечер-КВН на тему «Металлы», 9 классы
Мы понимаем, что дидактические игры не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их, и такое сочетание позволит рационально организовывать учебно-воспитательный процесс. Опыт показывает, что использование такой формы проведения игры и ее элементов способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учеников; придает яркую окраску урокам химии, делая процесс увлекательным и интересным.
|