Поиск

Главное меню

Моя реклама от Sape

как разлюбить человека которого очень сильно любишь советы психолога

Счетчики







www.webmoney.ru

Каталог сайтов Всего.RU


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates


Воспитание
Все материалы для учителей - Психологов образовательных учреждений
Автор: Элеонора Федосеева   
26.03.2009 14:46

Смотрите благожелательно

 на всё сущее, пусть каждое

 ваше слово будет спокойно,

 приветливо, благосклонно:

 пусть каждое ваше действие

 служит исправлению ошибки,

 развитию добра.

                                       Будда

 

Воспитание– это целенаправленные, сознательные воспитательные действия, осуществляемые с целью формирования определенных качеств и умений.

В идеале воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил; в сознание внедряется определенная система норм, соблюдение которых становится привычкой и внутренней потребностью.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого непосредственно родителями, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера в целом, которая, к сожалению, зачастую бывает не совсем благоприятной. Особую роль в воспитании играет атмосфера психологическая, то есть психологический климат в семье. В том случае, когда отношения в семье деформированы, у ребенка складываются неправильные жизненные установки, нарушается система межличностных отношений в коллективе сверстников, преобладают отрицательные асоциальные ценности.

В психологии воспитания принято опираться на типологию стилей семейного воспитания, разработанную. Д. Баумринд, которая состоит из трёх основных стилей:

Первый стиль – «Авторитарный» - при таком стиле воспитания все решения за ребенка принимают родители, подчиняя ребенка своей воле и авторитету полностью. Самостоятельность ребенка ограничивается, родители никак не основывают свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами и наказаниями. Некоторые родители склонны к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях дисциплины со стороны ребенка, и при этом полностью игнорируют его потребности. В ряде случаев зло на ребенке срывается открыто, его наказывают физически, порой жестоко.

В подростковом возрасте такой стиль порождает конфликтность, враждебность и агрессию со стороны ребенка. Авторитарный стиль воспитания формирует у ребенка механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или перед страхом наказания, но как только угроза наказания со стороны родителей исчезает, поведение подростка становится антиобщественным, девиантным.

Авторитарные отношения исключают душевную и эмоциональную близость между детьми и родителями, поэтому, слишком редко возникает чувство привязанности между близкими по крови людьми. А это в свою очередь ведет к постоянной настороженности, враждебности и подозрительности по отношению к окружающим.

В качестве наглядного примера здесь можно привести статистику «Механизма патологигизирующего семейного наследования», выявленную Э.Г.Эйдемиллер и В. Юстицкис. По их данным, в дисфункциональных семьях можно проследить определенные этапы усиления нарушений в семейных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, что если среди прародителей (бабушки, дедушки) воспитание по типу эмоционального отвержения получили 36%, среди родителей – 54%, то уже среди детей и подростков – 76%. А какой процент нарушений в семейном и личностном развитии  в свою очередь передадут своим детям они, нынешние подростки? Не задумывались?

  И незачем удивляться, когда потом, в старости, такие вот авторитарные, доминирующие родители, никогда не считавшиеся с тем, что его ребенок – это тоже человек, оказываются в домах престарелых. И при таких обстоятельствах, виноват конечно же ребенок, который бросил, оставил, избавился от того, кто все лучшие годы жизни и все силы «отдал» ради блага своего сына или дочери. А вот о том, сколько этим своим «благом» причинил он боли беззащитному перед ним в то время существу, каким несчастным и ненужным чувствовал себя тогда этот ребенок, он даже труда себе не дает задуматься. Такой родитель всегда, в любой ситуации, касающейся воспитания, считается себя непреклонным авторитетом в этой области.

Второй стиль – «Демократический» - здесь родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения в семье доверительные и искренние. Подростки наравне с взрослыми открыто обсуждают семейные проблемы, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают советы родителей, но право принять окончательное решение все-таки остается за ребенком. При таком стиле воспитания родители следят за осмысленным поведением и чутко относятся к запросам своих детей. Такие родители умеют видеть и понимать индивидуальность и неповторимость своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной и эмоциональной сферы, способны замечать изменения в его внутреннем мире. Они так же могут изменить свои воспитательные воздействия на ребенка по ходу его взросления.

Такой метод воспитания формирует в человеке на всю жизнь такие качества как: справедливость, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, отзывчивость и правильное социальное поведение.

Третий стиль – «Попустительский» - ребенок плывет что называется «по течению», родители или не способны, или не желают им руководить. К ребенку проявляют мало внимания, не интересуются его проблемами и  личной жизнью, он часто неухожен и заброшен физически, а контроль и забота со стороны родителей носит чисто формальный характер. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируют, считают обузой и чаще всего проявляют общее недовольство им.

В подростковом возрасте такие дети очень конфликтны, не способны учитывать интересы других людей, в том числе и близких, не могут устанавливать прочные связи, в особенности эмоциональные, практически не готовы к самоограничениям и ответственности. Но с другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как равнодушие и эмоциональное отторжение, такие дети  в жизни чувствуют страх и неуверенность. Из-за такого стиля воспитания в детстве, семья неспособна контролировать поведение ребенка в подростковом возрасте. Как правило, именно такой стиль воспитания приводит к тому, что ребенок попадает в антисоциальные группы из-за несформированности с детства ответственного и правильного социального поведения.

Но все же, сколько бы не было классифицировано стилей воспитания, во все времена основным фактором любого из них остаются эмоциональные отношения, любовь и полное приятие своего ребенка именно таким, каков он есть. Если эти условия не выполняются до достижения ребенком семилетнего возраста, впоследствии он просто не будет обладать этими важнейшими человеческими качествами и не сможет передать их «по наследству» своим детям.

Практика показывает, что пытаясь воспитать в человеке какие-то качества, воспитатель (чаще всего родитель или близкий родственник) должен прежде всего сам обладать этими качествами, и соблюдение норм поведения, требуемых им от ребенка, должно соблюдаться им самим неукоснительно. Проще говоря, воспитывать следует только своим примером, потому что иначе не имеет смысла требовать что-то и от того, кого вы воспитываете.

Как можно приучить ребенка к домашнему труду лёжа на диване? Или пытаться внушить, что курить вредно с сигаретой в руке?

Почему-то воспитывая ребенка, мы всегда забываем о том, что это не наша копия, что наш ребенок рожден для того, чтобы выполнить его собственное предназначение. Единственное что нам нужно стараться делать в процессе воспитания – так это прилагать все силы к тому, чтобы раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в каждом маленьком человечке, и ни в коем случае не навязывать свои убеждения, не заставлять его делать то, что в свое время не удалось нам.

По поводу воспитания написано очень много произведений, сюда входит как научная, так и популярная литература, сняты фильмы. Эта тема волнует человечество наверное с тех самых пор, как оно появилось. Умозаключений больше чем достаточно. А что мы видим в результате? А в результате воспитания – очень много пострадавших, и пострадавшие эти - всегда дети. Те самые маленькие дети, которые не могут противостоять нам, взрослым, они просто бессильны перед нами, хотя из-за своей внутренней чистоты  очень часто правы именно они. И именно они видят то, что от нас остаётся скрытым, то, что мы перестали замечать в силу своей обусловленности, и в силу нашего воспитания. Наши дети святы, потому что их разум еще не замутнен, они намного чище нас, и скорее мы должны к ним прислушиваться, а не они к нам.

Дорогие родители, бабушки, дедушки, учителя, и все остальные, имеющие к процессу воспитания самое непосредственное отношение люди, неужели вы забыли, что когда-то сами были детьми?  Каково было вам, когда вас наказывали за малейшую провинность, когда с вами разговаривали приказным тоном, когда вы так ждали от родителей любви, тепла и понимания, а вместо этого от вас в очередной раз что-то  требовали. А как вы себя чувствовали, когда на ваших глазах ругались и дрались ваши самые родные люди – родители? Вряд ли в эти моменты вы чувствовали себя счастливыми и уверенными людьми. Так почему же сейчас вы позволяете, чтобы ваши дети это переживали? Почему вы не делаете никаких выводов из пережитого вами?

Я считаю, что готовить будущих родителей нужно еще со школы. К поступлению в ВУЗ у нас готовят, к выбору профессии готовят, а к самому главному делу в жизни каждого человека – воспитанию ребенка, человека никто не задумывается. Отсюда и ошибки в воспитании, и проблемы, которые впоследствии решает милиция, органы опеки, различные социальные структуры, а зачастую и специалисты в области психологии и психиатрии.

Сколько искалеченных в результате такого вот воспитания судеб, кто-нибудь считал? Сколько в мире брошенных детей? Сколько алкоголиков и наркоманов? Сколько детей находится в колониях для несовершеннолетних? И ведь год от года эти цифры отнюдь не уменьшаются. А ведь они могли бы быть меньше в разы, если бы вы, уважаемые граждане, взявшие на себя смелость произвести на свет нового человека, задумались о том, что он пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы быть счастливым, чтобы исполнить свое предназначение, а не ваше. Он не должен повторить вашу судьбу, и у вас нет права повторять ошибки в вашем воспитании, допущенные вашими родителями.

В процессе общения с родителями часто приходится слышать фразы типа: «Меня били, и я буду бить», «Он меня не слушается», «Он меня совсем не понимает». Простите, а вы его понимаете? Вы его слушаете? У многих ли из вас находится время и желание, чтобы выслушать своего ребенка? Ведь у него тоже есть что вам сказать, есть чем поделиться. И если вы оттолкнули его раз, второй, третий, ссылаясь на занятость, так чего же вы потом от него ждете? Какого понимания? Какого уважения? Он никогда не видел этого с вашей стороны, как же он тогда сможет вам это дать? А что касается подарков вместо любящего понимания – вы можете засыпать его, но никогда,  ни для кого, никакой, даже самый дорогой подарок не заменит простой теплоты человеческого любящего сердца.

Учитесь прислушиваться к своим детям, учитесь их уважать, принимайте их такими, какие они есть. Доверяйте своим детям, любите их. Это гарантия того, что в преклонные годы вы получите от них то же самое.

Обновлено 26.03.2009 14:52
 

мои партнёры

- Это мой партнёр по продаже ссылок на сайте,

Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещенные участниками сайта. Если Ваш материал каким-то образом оказался опубликованным на нашем сайте или иным другим образом нарушены ваши авторские права, напишите письмо администратору сайта через форму Обратной связи внизу - проблема будет решена. Все материалы сайта - авторские, размещены авторами или с разрешения авторов (администрация постоянно проводит действия по пресечению нарушений авторских прав участниками сайта). Размещать материалы этого сайта на других сайтах на любых условиях ЗАПРЕЩЕНО. Наличие материалов этого сайта на других ресурсах постоянно контролируется. Обратная связь

© 2008-2024 Всё и все на ofru.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.